В 20-х годах в стране была введена новая экономическая политика -
НЭП. Крестьяне свободно продавали свою продукцию или меняли её на
необходимые товары. Продав одну корову, крестьянин мог на вырученные
деньги построить себе дом. У крестьянина появилась большая выгода от
земли. В стране после переворота была нарушена экономика, встали
фабрики и заводы. В крупных центрах рабочие остались без работы и
заработной платы. Цены на продукты питания катастрофически подскочили.
Чтобы поправить тяжёлое положение в стране и обеспечить страну
продуктами, большевики были вынуждены ввести НЭП. Была отменена
продразвёрстка и введён продналог. Разрешили торговать на рынке.
Обрабатывая свой клочок земли, они старались получить с него наибольшую
прибыль. Повысилась урожайность, стали больше разводить скота. Теперь
крестьянин гораздо больше стал возить в город на рынок хлеба и мяса.
Село стало крепнуть, расти и расширяться. Вскоре крестьяне стали
объединяться в артели и налаживать переработку продукции.
Так, Казаков Пётр Кирьянович, Сурков Устим Васильевич, Сурков
Владимир Васильевич, Сурков Григорий Алексеевич, жители села Репьёвки
совместно соорудили масляную на конном приводе. На этой масляной они
выжимали масло из зёрен конопли местным жителям, а так же приезжавшим к
ним из дальних и ближних сёл. На вырученные деньги они строились,
расширяли своё домашнее хозяйство, из масла делали краску. Каждый
крестьянин вёл своё хозяйство самостоятельно. В семьях было по 7-8
человек детей и для всех в доме находилась работа. Летом работали
в поле до темна, так что в селе, на улице, в дневное время суток,
кого-либо увидеть было в диковину; село днём как-будто вымирало.
Воспитание трудовых навыков в крестьянской семье начиналось с
раннего детства. Малолетние, ни девочки, ни мальчики, праздно не
шатаются: первых от 8 лет сажают за гребень, а мальчики за отцами
боронят, скотину на водопой гоняют и прочие работы по их возрасту
делают.
Старшие в семье передавали младшим трудовой опыт и навыки
непосредственно в процессе трудовой деятельности. На детей крестьяне
смотрели как на помощников, а в будущем полноправных участников в
нелёгком крестьянском труде. "Дети у крестьян на богатство, но смолоду
приучай их к труду", - гласила крестьянская мудрость. Перечень трудовых
навыков, необходимых для крестьянского сына, содержится в одном из
рукописных сборников середины 18 века: "Ещё рождённый во крестьянском
чине, когда дойдёт до 10 лет, надлежит отроку иметь старание такое: чем
бы мог век прожить смотреть у отца своего, как соху на дело пахотное
употребить и как сошники к сохе присаживать и паханию земли, тако
ж как борону устанавливать, к тому иметь подобает, как состроить хомут,
как косу в кузнице на дерево присадить или секиру на рубку в лесу дров
в кузнице сковать... тако ж подобает от юной версты человеку ходить о скотине".
В глазах общественного мнения крестьянского мира предметом для
подражания молодёжи был умелый и трудолюбивый хозяин, имеющий всё
необходимое в доме своём. "Кто пахать не ленится, у того хлеба больше
родится"; "Лес сечь, не жалеть плеч"; "Рано вставать, то не потеря,
а поздно вставать, то самому стыдно себя"; "Хочешь от сохи разжиться,
умей её сам и исправить".
Взрослые находились в поле, кто постарше из детей работали с ними.
Помладше пасли скот и гусей, чтобы, не дай бог, они зашли на чьи-нибудь
участки и корова или телёнок не получили вилы в бок. Всё лето крестьяне
были в труде. Зимой так же было много работы: молотили зерно,
убирались со скотом. Женщины пряли и ткали. Молодёжь по вечерам
собирались в кельи. Девушки собирались у одной из подруг или бабушки в
доме, приносили с собой дрова и занимались вышивкой, вязанием или
другим рукоделием. Такие вечера никогда не обходились без гармони, без
песен и плясок. Однажды был такой случай, двоих ребят, так как они были
задиры, не пускали в келью. Тогда, чтобы подшутить, они забрались на
крышу дома, где сидела молодёжь, и накрыли дымящуюся трубу зипуном. К
великой радости озорников, молодёжь с визгом высыпала на улицу,
выкуренная из избы дымом.
|