Николай Тимофеевич Аксаков имел сына, который пользовался большой известностью в России и едва ли не большей за границей.
Александр Николаевич Аксаков родился 27 мая 1832 года в
наследственном имении своего отца Репьёвке. В 1852 году, по окончании
Александровского лицея, он поступил на службу в Министерство внутренних
дел и был послан в экспедицию Мельникова-Печерского (автора знаменитых
романов "В лесах" и "На горах") в Нижегородскую губернию для изучения
раскола. В 1858 году, по приглашению нижегородского губернатора,
бывшего декабриста А.Н.Муравьёва, поступил в палату госимуществ
советником хозяйственного отделения.
В 1860 году Александр Николаевич вышел в отставку, чтобы устроить
свои имения согласно Положению о крестьянах. В 1861 году он писал из
Репьёвки своему двоюродному брату, видному славянофилу И.С.Аксакову:
"Хоть по натуре я горожанин и европеец, но наслаждаюсь здесь сельской
природой и тишиной".
А.Н.Аксаков, действительно, больше жил в Петербурге и за границей.
Однако, в период своей службы в государственной канцелярии, с 1869 по
1878 год почти каждое лето проводил с отцом в Репьёвке. Свидетельство
тому - его письма к родным и друзьям. В 1878 году Александр Николаевич
вышел в отставку в чине действительного статского советника. К этому
времени он был уже известным публицистом, автором статей и ряда книг по
магнетизму и спиритизму.
Ещё в лицее Александр Николаевич обстоятельно познакомился с учением
С.Сведенборга, шведского учёного и теософа (1688-1772 гг.). К изучению
религиозных и философских вопросов он был склонен с ранней юности.
"Обладая созерцательным и вместе с тем точным и систематическим складом
ума, он старался в любом заинтересовавшем его вопросе дойти до
сути", - пишут в книге "С.Т.Аксаков. Семья и окружение." уфимские
исследователи Г.Ф. и З.Н.Гудковы.
Владея многими европейскими языками, Александр Николаевич выучил ещё
еврейский, для более глубокого изучения Библии. В журнале И.С.Аксакова
"День" он опубликовал статью о Талмуде (1858 год). Убедившись, что
духовная жизнь человека зависит от физического состояния, он поступил
вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета и два года (1850-1852 гг.) изучал анатомию, физиологию, физику и химию.
В 1863 году А.Н.Аксаков напечатал в Лейпциге перевод с латинского "О
небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Сведенборг". Там же,
годом позже, было опубликовано его "Евангелие по Сведенборгу", а в 1870
году - статья "Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его
учения о Св.Писании".
Со второй половины 60-х годов Александр Николаевич увлекается
медиумизмом и спиритизмом. Выражение своего нового настроения он
находит в сочинениях американского спирита Дэвиса. Встретив препятствия
со стороны цензуры в России, свои статьи по спиритизму и магнетизму
Аксаков печатал в Германии и Англии.
В 1881 году Лондонский журнал "The medium and daubreak" назвал
Александра Николаевича пионером спиритизма в России: "Замечательно он
совсем не увлекался столоверчением, когда в 50-х годах оно из Америки и
Европы проникло в Россию... Научные исследования медиумических явлений в произведениях
Александра Николаевича Аксакова характерны строжайшим отделением факта
от различных теорий, его объясняющих, а тем более от разных своеобразных учений мистического и религиозного свойства, исповедуемых многими последователями спиритизма".
Современному читателю область, которой посвятил свои научные
изыскания А.Н.Аксаков, может показаться малознакомой и, возможно, не
заслуживающей столь пристального внимания. Но в 19 веке ей отдали
дань многие серьёзные учёные. Поэтому совершенно бесспорно положение,
что, наряду с явными шарлатанами, этими вопросами, как пишут Г.Ф. и
З.Н.Гудковы, "занимались и люди, которые стремились дать научное
объяснение психологическим явлениям". К их числу относятся А.Н.Аксаков
и А.М.Бутлеров. Кстати, известный химик А.М.Бутлеров находился с
Аксаковыми в родстве по материнской линии и часто приезжал к Александру
Николаевичу в Репьёвку, где их занятия по спиритизму с ними разделял
В.И.Даль, несколько раз, гостивший у Александра Николаевича.
К сожалению, научное наследие А.Н.Аксакова мало изучено. Оно требует
специального исследования и, прежде всего, составления библиографии его
трудов. Назовём ещё несколько его работ: труд "Спиритизм и наука" был
издан в Петербурге в 1872 году. Одна из его книг "Анимизм и спиритизм.
Критическое исследование медиумических явлений и их объяснения. (Ответ
Э.Ф.Гартману)" издана в Уфе в 1910 году. В Германии Аксаков издавал
многотомную "Спиритуалистическую библиотеку для Германии" и ежемесячный
журнал "Psychische Studien"
Умер Александр Николаевич в 1903 году в Петербурге. Похоронен вместе
с матерью, Е.А.Аксаковой. Там же похоронена его жена С.А.Аксакова.
Александр Николаевич был благородным представителем славного рода
Аксаковых. Инзенский край по праву может гордиться тем, что дал России
столь достойного гражданина и учёного. На Всероссийских Аксаковских
чтениях в Абрамцево в докладе профессора С.В.Сучкова отмечено его
значение в русской общественной мысли и науке (1989 г.).
|